ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ
13.07.2011 14:18

О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВА ВЕТО К ЗАКОНУ "О МЕРАХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ"

Уважаемый Виктор Федорович!

Федерация профсоюзов Украины активно включилась в организацию всенародного обсуждения проекта Закона Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" в профсоюзных организациях, трудовых коллективах. Проект также рассмотрен Совместным представительским органом всеукраинских профсоюзов и профобъединений на Всеукраинском собрании представителей профсоюзных организаций, Национальным трехсторонним социально-экономическим советом. Ни на одном из мероприятий указанный законопроект не поддержан.

Предложения профсоюзов относительно неприемлемости законопроекта во внесенной редакции и о необходимости изъятия положений, которые ухудшают пенсионное обеспечение граждан, поддержанные 4 июля с.г. Комитетом по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Верховной Рады Украины.

Однако Верховной Радой 7 июля 2011 года принят Закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирование пенсионной системы" почти в той редакции, что и был внесен в Верховную Раду в декабре 2010 года. И не соответствует основным направлениям пенсионной реформы в Украине, согласованным социальными партнерами в Концепции дальнейшего проведения пенсионной реформы.

Принятый Закон вызвал острую реакцию в трудовых коллективах, в профсоюзных организациях и в целом в обществе. Ведь значительная часть положений Закона ухудшает условия пенсионного обеспечения граждан, и противоречат статьям 21, 22, 24 Конституции Украины. В частности, не отвечают требованиям Конституции Украины такие нормы пункта 5 раздела II «Переходные положения» Закона:

абзацы четырнадцатый-девятнадцатый подпункта 1, абзацы третий-восьмой подпункта 2, абзац четвертый подпункта 6, абзацы третий-шестой подпункта 7, абзацы шестьдесят восьмой-восьмидесятый подпункта 17  -  относительно повышения пенсионного возраста для женщин до 60 лет и для назначения пенсий по специальным законодательным актам для мужчин до 62 лет. Поскольку при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Положение об увеличении на два года пенсионного возраста для мужчин, находящихся на государственной службе, научным (научно-педагогическим) работникам и другим являются дискриминационными по сравнению с правом на пенсию мужчин, работающих в других сферах народного хозяйства и которые являются служащими других государственных и негосударственных организаций;

абзацы восемьдесят четыре-восемьдесят пять подпункта 17  -   по увеличению продолжительности страхового стажа на 10 лет для установления минимальной пенсии и определения размера повышения к пенсии за сверхнормативный стаж. Внесенные нормы снижают размеры пенсий и лишают права на повышение за сверхнормативный стаж за 10 лет страхового стажа, что приводит к сужению объема существующих прав;

абзац десятый подпункта 7, абзац сто четырнадцатый подпункта 17 -  о снижении размера показателя средней заработной платы в стране для исчисления пенсии, поскольку такой показатель будет определяться не за календарный год предшествующий году обращения за назначением пенсии, а за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Новый порядок определения показателя средней заработной платы искусственно снижается в среднем на 15% размера пенсий, которые будут назначаться;

абзац сто двадцать первый подпункта 17  -  по ограничению права работающих пенсионеров на перерасчет пенсий, в связи с увеличением размера прожиточного минимума, что привело к нарушению такого принципа обязательного государственного пенсионного страхования, как равноправие застрахованных лиц ,относительно получения пенсионных выплат и выполнения обязанностей  относительно уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

абзац одиннадцатый подпункта 7, абзац сто двадцать третий подпункта 17  -  о лишении работающих пенсионеров перерасчета пенсии с учетом показателя средней заработной платы за календарный год, предшествующий году обращения за перерасчетом пенсии.

Закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" не решает основных проблем пенсионного обеспечения: восстановление справедливости в назначении пенсий для различных категорий работников и обеспечение повышения уровня пенсионного обеспечения в краткосрочной перспективе.

Отдельно подчеркиваем, что пенсионные «реформаторские» новации нельзя применять к работникам, которые длительное время делали взносы в Пенсионный фонд и рассчитывали на другие условия пенсионного обеспечения. В отношении их повышение пенсионного возраста и особенно одномоментное увеличение минимального страхового стажа является неправомерным и несправедливым, нарушает их ожидания относительно будущей жизни в статусе пенсионеров и практически исключает какие-то изменения с учетом предложенных в Законе новаций.

Профсоюзы отмечают, что реформы не должны проводиться за счет трудящихся и снижать размеры пенсий. В Украине есть все предпосылки и возможности для решения существующих проблем Пенсионного фонда без ухудшения пенсионного обеспечения граждан. Властью должны быть разработаны предупредительные меры по расширению занятости населения, детенизации экономики и внедрения системы достойной оплаты труда, доступности и качества здравоохранения, дошкольного воспитания, расширения социальных услуг.

Профсоюзы Украины обращаются к Вам, уважаемый Виктор Федорович, с просьбой применить право вето к Закону Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» в принятой редакции, вернуть его Верховной Раде Украины на доработку и принять все возможные меры для защиты конституционных прав граждан на достаточный уровень пенсий и обеспечения справедливости в сфере пенсионного обеспечения.

С уважением
И.о. председателя Федерации профсоюзов Украины Георгий Осовой
От всеукраинских профсоюзов и региональных объединений профсоюзов - 54 организации