Мифы и правда о ситуации энергетике Украины. Май 2020
10.05.2020 19:50


Зачем ДТЭК Энерго остановило шахты? Почему нельзя было нормально работать и постепенно искать рынки сбыта угля?

На момент остановки угольные склады шахт и ТЭС были полностью заполнены. Складировать уголь фактически было некуда. При этом добытый уголь лежал «мертвым грузом», который невозможно было реализовать и получить деньги на продолжение производства и выплаты зарплат людям.

 

Почему ДТЭК Энерго обращается с вопросами к государству, Минэнерго? Почему как частная компания не решает все вопросы самостоятельно?

Энергетика – регулируемая отрасль. Ею управляет государство. Именно профильное Министерство оценивает сколько электроэнергии потребляет промышленность и население и на основании этих данных формирует прогнозный баланс – план в котором указано какие предприятия генерации и сколько электроэнергии должны выработать. На основании этого баланса ДТЭК Энерго (и другие предприятия генерации) разрабатывает свои планы работы. Ведь добыча угля требует длительного планирования и подготовки длительностью до полугода. Шахту невозможно быстро «запустить» как только угля потребуется больше (нужно подготовить лавы, изготовить и запустить оборудование и пр.). Также губительна для шахт и длительная остановка (как сейчас), когда уголь добыли, отгрузили, но деньги за него так и не получили.

 

Сейчас прогнозный баланс на 2020 год правительство утвердило. Вопрос решен?

Это только начало решения проблемы. Прогнозный баланс дал ответ сколько электроэнергии от ТЭС, а, значит, и угля потребуется в этом году. Но все еще не решен вопрос с рыночными ценами на электроэнергию для предприятий генерации. Их искусственно сдерживают на уровне ниже себестоимости, ниже, чем затраты на производство электричества от ТЭС. Так, в ночные часы, когда диспетчер в основном «включает» ТЭС, максимальный тариф всего 93 коп. (!). Это гораздо ниже, чем себестоимость производства электричества. А в дневной максимум, тариф ограничен потолком в 1 грн 40 коп. Это ближе к реальным затратам энергетиков. Но никак не компенсирует «минус» и убытки, которые накапливаются от ночных поставок.

Поэтому нам понятно, что уголь нужен. Но если ТЭС будут отпускать электричество из нашего угля по убыточным ценам, то и мы, шахтеры, не будем получать достаточно денег на поддержание производства и выплату зарплаты. На сегодняшний день шахты должны поставщикам оборудования и материалов огромные суммы. Денег едва-едва хватает на выплату зарплаты сотрудникам. Без нормальной работы энергорынка и рыночных цен на электричество шахты не смогут восстановить работу.

 

Правда ли, что работу АЭС сдерживают ради тепловой генерации

Нет, не правда. Сокращение работы атомных блоков связано с ремонтными работами, которые являются плановыми и происходят каждый год.

В Украине всего работают 15 атомных блоков. Зимой осуществляются ремонты 4-5 блоков. Летом, когда уменьшается потребление, еще дополнительно ремонтируются несколько блоков атомных станций. Это нормальная практика, когда в этот период работают 8-10 блоков, ведь их надо обслуживать для безопасной работы. Сейчас состоятся ремонты, которые, в том числе, откладывались последние годы.

 

Это проблема только частных шахт и ДТЭК Энерго?

Нет. Серьезный кризис у всех видов генерации и шахтах всех форм собственности.

- ТЭС отработали последние 6 месяцев с убытком 3,1 млрд грн

- АЭС не получил от ГП Гарантированного покупателя за произведенную в этом периоде электроэнергию более 3 млрд грн

- ГЭС не получили от Гарпок около 0,5 млрд грн

- ВИЭ не получил от ГП Гарпок за произведенную в этом периоде электроэнергию более 1 млрд грн

- Задолженность Центрэнерго за уголь оценивается в 2,5 млрд грн, Донбассэнерго должно за уголь более 1 млрд грн.

Если все останется без изменений, то до конца года вся энергетическая отрасль окажется буквально в долговой яме. Государственные и частные шахты получат суммарные убытки до 13,3 млрд грн. ТЭС – 11,3 млрд грн.

А финансовый небаланс ГП «Гарпок» превысит 26 млрд грн. Это сумма, которую не получат все производители и транспортировщики электроэнергии по цепочке. А, значит, и мы – шахтеры.

 

Почему электричество в Украине такое дорогое? За рубежом цены ниже и даже иногда опускаются до нуля.

Это не правда. В Украине цена на электроэнергию и для промышленности, и для населения намного ниже, чем в мире. Такая информация о дешевой зарубежной электроэнергии – манипуляции. В европейских странах давно работает полноценный Энергорынок на котором трейдеры покупают и продают электроэнергию. Цена на нее в течение дня и даже часа может меняться, расти и снижаться и, действительно, достигать нуля и даже уходить «в минус». Но сравнивать эти колебания и цену на электричество в нашей стране – неправильно. Чтобы видеть реальную картину нужно сравнивать среднюю цену для конечного потребителя там, за рубежом, и среднюю у нас, в Украине. Тогда получается достоверная картина. И в ней видно, что электричество для населения в Украине самое дешевое среди стран СНГ (даже ниже, чем в Беларуси, Грузии и России). А если сравнивать с Европейскими станами, то там люди платят за каждый киловатт в среднем в четыре (!) раза больше.

Украинская промышленность платит чуть больше, но только за счет того, что в нашей стране продолжается так называемое «субсидирование», когда промышленность платит по большему тарифу, чтобы население могло платить по меньшему. Но даже с таким субсидированием предприятия в нашей стране платят за киловатт в среднем в полтора раза меньше, чем предприятия в СНГ и Европе.

Чем плох заниженный тариф на электроэнергию в нашей стране? Сейчас его едва-едва хватает на поддержание текущей работы (оборудование, материалы, текущие и капитальные ремонты, зарплата людям и налоги государству). Но совсем не остается денег на полноценные модернизации и обновление. За счет чего предприятия генерации могли бы повысить надежность и бесперебойность своей работы, стать экологичнее и эффективнее.

 

Правда ли, что «зеленая» генерация отбирает работу у тепловой генерации, а, значит, и у шахтеров?

Нет, не правда. Все виды генерации работают сбалансированно. Атомная (ядерная) – обеспечивает базис, основной объем потребления. Тепловая – покрывает пики потребления (когда нужно больше электричества, чем в среднем). «Зеленая» (ветер и солнце) – не приводит к загрязнению воздуха и использует возобновляемые источники энергии. У каждой из них свои преимущества и недостатки и своя роль. Атомом нельзя резко маневрировать (разгонять и останавливать), «зеленую» - сложно прогнозировать как будет светить солнце и дуть ветер, тепловая – требует много денег для генерации и менее экологична, но хорошо маневрирует и способна покрывать пики. 

 

Правда ли, что отказ от «зеленых» тарифов и переход на атомную генерацию обеспечит страну дешевой электроэнергией?

Нет, не правда. Сейчас традиционную тепловую генерацию пытаются буквально стравить с «зеленой» генерацией, которая производит электричество из возобновляемых источников. Нам говорят о том, что «зеленый» тариф завышен, что он забирает деньги из энергосистемы и из-за этого возникают небалансы и неплатежи. Но манипуляторы осознанно умалчивают, что этот «зеленый» тариф установило само государство для того, чтобы привлечь в отрасль инвестиции и улучшать экологию в нашей стране. И если государство откажется от обязательств перед инвесторам, то получит иски в суд на миллиарды гривен.

Весь мир работает за счет привлечения заемного капитала (кредитов для бизнеса), в мире много «свободных» денег, которые инвесторы готовы вливать в бизнес, чтобы умножить капитал. Но если в нашей стране инвесторы будут постоянно находиться на пороховой бочке и не будут получать то, что государство гарантировало изначально, то и нам, угольщикам, нет смысла надеяться на привлечение средств для развития производства.

Никакая «инвестиционная няня» не сможет привлечь деньги в экономику страны, если мы будем менять коней на переправе и отказываться от обязательств, которые на себя взяли.

Тем более, что атомная генерация, из-за особенностей своей работы, никак не может производить все 100% электроэнергии, которая нужна населению и бизнесу.

Потому что атом не может маневрировать, покрывать пики потребления. Режим суточного регулирования опасен для их эксплуатации.

Его «дешевизна» тоже обманчива, т.к. в действующий тариф на электричество для атома не включает затраты на будущие выводы энергоблоков из эксплуатации, утилизацию отходов. И если эти затраты не будут покрываться тарифом, то они тоже лягут на государственный бюджета, и на всех нас – налогоплатильщиков, жителей Украины.

 

Металлурги и ферросплавные заводы считают, что электричество в стране должно стоить дешевле.

Владельцы этих предприятий сейчас развернули кампанию по очернению энергетиков, по уничтожению отрасли. То они требуют запуска энергии из России, то снижения тарифов на э/ от украинских производителей. Они ведут себя как бабочки-однодневки, которые живут одной минутой и своей сиюминутной выгодой. Но ведь хорошо понятно, что если отечественная энергетическая отрасль будет уничтожена, то и цены на импортные ресурсы резко взметнутся вверх. Тем более глупо и недальновидно надеяться на то, что после завершения пандемии коронавируса и общемирового кризиса ресурсы останутся такими же заниженными. Нужно укреплять свою отечественную энергосистему, поддерживать предприятиях генерации и угледобычи, чтобы сохранить энергонезависимость и самим диктовать условия на международных рынках энергоресурсов.

На самом деле из-за заниженных тарифов на э/э украинская энергетика много лет фактически субсидирует промышленность. Промышленность недоплатила порядка 10 млрд $ от рыночных цен. И из-за этого (заниженных тарифов) энергетики не имеют денег на модернизацию и обновление.

 

Что нужно, чтобы ситуация нормализовалась, и шахтеры могли полноценно работать?

Возобновить работу угольных предприятий ДТЭК позволит стабилизация ситуации на энергорынке

Об этом 8 мая во время совещания в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды Украины сообщил генеральный директор ДТЭК Энерго Дмитрий Сахарук.

«Мы сможем вывести предприятия из простоя после стабилизации ситуации с экономическим балансом энергорынка. Важно понимать экономическое функционирование рынка», - отметил Дмитрий Сахарук.