Предложения ЦК ПРУП и ДТО ПРУП по установлению новой расчётной величины базового показателя для определения минимальной отраслевой гарантии в оплате труда
10.04.2017 15:13

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Центрального комитета Профсоюза работников угольной промышленности и Днепропетровской территориальной организации ПРУП Украины по установлению новой расчетной величины базового показателя для определения размера минимальной отраслевой гарантии в оплате труда (тарифной ставки (минимального оклада) работников первого разряда), обязательной для всех предприятий отрасли, которые находятся в сфере действия Отраслевого соглашения

С целью приведения Отраслевого соглашения в соответствие с изменениями в законодательство (Закон Украины №1774 от 6 декабря 2016 г.) об исключении минимальной заработной платы в качестве расчетной величины для определения тарифных ставок (должностных окладов), используя право Сторон соглашения на самостоятельное определение условий оплаты труда работников области, предлагается:

- заменить показатель «законодательно установленная ​​минимальная заработная плата», который является основой для расчета размера тарифной ставки (минимального оклада) рабочего первого разряда на «законодательно установленный прожиточный минимум для трудоспособных лиц, увеличенный на 40 процентов»

Аргументация для увеличения:

1. Законодательно установленный размер прожиточного минимума на 1 января 2017 года (в том числе установленный для трудоспособных лиц – 1600  грн.) не соответствует современному набору его составляющих (продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг); кроме того, он определен без учета налогов на доходы работающих физических лиц. Размер этого социального стандарта определен искусственно, исходя из возможностей государственного бюджета для его обеспечения.

Так, по расчетам Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в ценах января 2017 года составляет 2815 грн., а с учетом суммы налога на доходы физических лиц и военного сбора – 3497 грн. То есть, законодательно установленный уровень прожиточного минимума (1600грн.) на 43 процента меньше фактического, рассчитанного с осовремененных его составляющих (2815 грн.), и в 2,2 раза меньше его фактического размера с учетом налога и военного сбора (3497 грн.).

Исходя из изложенного, делаем вывод, что при использовании прожиточного минимума для расчета оплаты труда без всякого его превышения, минимальная гарантия для оплаты труда по отрасли уже сразу будет искусственно определена на 43 процента меньше фактической стоимости минимальной потребительской корзины в ценах по состоянию на 1 января 2017 года. При таких условиях оплата труда, которую работник будет получать за выполненную работу (номинальная заработная плата) будет также занижена на такой же процент, что в свою очередь ведет к снижению покупательной способности номинальной заработной платы (реальной заработной платы). То есть, даже без учета реального индекса инфляции, который отражает изменения уровня цен на товары и услуги и влияет на покупную способность, номинальная заработная плата не будет обеспечивать основные жизненные потребности работающего человека.

С целью частичного сокращения разрыва между законодательно установленным размером прожиточного минимума (1600 грн.) и фактическим его размером в ценах на 1 января 2017 года (2815 грн.) предлагается установить в Отраслевом соглашении для определения расчетной величины базового показателя при расчете тарифной ставки рабочего первого разряда коэффициент 1.40 к законодательно установленному размеру прожиточного минимума. Это позволит сократить разницу с 43 процентов до 20 процентов относительно фактического прожиточного минимума в ценах января 2017 года.

(1600 х 1.40 = 2240 грн.)

(2240: 2815 = 80% разница 20%) вместо (1600: 2815 = 57% разница 43%)

Для полной ликвидации разницы между этими величинами (2815 – 1600 = 1215 грн.) необходимо законодательно установленный размер прожиточного минимума (1600 грн.) скорректировать на коэффициент 1.76 (1600 х 1.76 = 2816 грн.). Но учитывая сложную экономическую ситуацию, предлагается корректировки провести в два этапа: с 1 мая 2017 года – на коэффициент увеличения 1,40; с 1 декабря 2017 года – на 1,36. В дальнейшем Сторонам соглашения необходимо принимать меры по установлению размера базового расчетного показателя для определения отраслевой гарантии по оплате труда в размере, соответствующем реальным расчетам социальных стандартов по оплате труда на момент их установления.

2. Учитывая тенденцию динамики изменений потребительских цен и стоимости жизни, уровень инфляции, который был заложен в бюджете на 2017 год (7.1%), фактически будет значительно выше, что также увеличит разрыв между уровнем номинальной и реальной заработной платы. Так, индекс реальной заработной платы за 2016 год составляет 106,5%, а индекс инфляции – 112.4%, то есть, реальная зарплата отставала в прошлом году от роста потребительских цен почти вдвое. А в январе текущего года индекс реальной зарплаты составил уже 91,7% (зарплата снизилась относительно декабря 2016 года на 8,3%), а индекс инфляции составил 102,1%, то есть, цены выросли на 2,1% относительно декабря 2016 года. То есть, в 2017 году на 10,4% упала платежеспособность работающего лица, в феврале тенденция сохраняется.

На государственном уровне в настоящее время отсутствует эффективный механизм корректировки минимальных гарантий в оплате труда, поэтому предлагается в дальнейшем при изменении законодательно установленного прожиточного минимума величину базового показателя, определенного в абз.2 пункта 9.4.1, который применяется для определения размера минимальной отраслевой гарантии в оплате труда (тарифной ставки (минимального оклада) работников первого разряда), корректировать на фактический индекс инфляции, который будет состоять на момент установления нового уровня прожиточного уровня на законодательном уровне.

3. Именно повышение законодательно установленного размера прожиточного уровня на 40 процентов на основании Отраслевого соглашения позволит обеспечить выполнение пункта 9.4.4 (абз.1) Отраслевого соглашения, которым предусмотрено достижение соотношения в 1,9 раза между средней зарплатой в области и средней зарплатой по промышленности Украины. За последние годы этот показатель динамично падает. Так, по результатам 2015 года соотношение средней зарплаты по угольной отрасли Украины к средней зарплате по промышленности Украины составляло 1,34, а по результатам 2016 года – 1,33 вместо 1,9 согласно договору.

4. Кроме того, абз.4 п. 9.4.1 (часть 2) Отраслевого соглашения предусматривает повышение среднемесячной заработной платы работников по отрасли ежегодно (по предложению профсоюзов 2012 год заменить на «ежегодно») не менее, чем на 16 процентов.

Суммарно 0,33 + 0,40 + 0,16 = 1,89

Это дает возможность увеличения заработной платы на 20-40%.