Украинцев сделали подопытными кроликами: выживут – так выживут, а нет – значит, нет…
23.05.2016 11:14

С 1 мая с.г. тарифы на газ были в очередной раз пересмотрены и приведены к единой цене 6,879 грн./кубометр. Подсластить пилюлю правительство решило проверенным способом – увеличив количество семей, получающих субсидии.

По прогнозам, оно вырастет в полтора раза. И если в прошлом году 5,5 млн. домохозяйств получали  субсидии от государства, то в этом году их число достигнет 8 млн. Субсидии получают почти 35% всех домохозяйств Украины, в городах число их получателей превышает 70% семей. Растет и размер выплат – средняя субсидия на одно домохозяйство в марте 2016 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,4 раза. В октябре 2015-­го средняя субсидия составляла 321 грн., в марте 2016­-го она уже достигла 1196 грн., вплотную приблизившись к размеру минимальной пенсии.

По данным Госстата, тарифы на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива в 2015­м выросли в целом в два раза и почти на 25% – по состоянию на апрель текущего года. Средние начисления за коммунальные услуги в марте 2016­го по сравнению с мартом 2015­го увеличились на 39%, а по сравнению с аналогом 2014­го – на 84%. Вместе с тем до конца текущего года потребители ещё не раз удивятся счетам в своих платёжках.

Так, с 1 сентября 2016­го для бытовых потребителей в очередной раз повысятся тарифы на электроэнергию – в среднем на 26%. А вследствие увеличения цены природного газа подскочат и тарифы на отопление и горячую воду.

Любое, плановое или нет, повышение соцстандартов в Украине давно выглядит насмешкой. 1 мая социальные стандарты «повысили» на 6% и ещё на 10% планируют повысить 1 декабря. Таким образом, размер минимальной заработной платы до конца года увеличится до 1600 грн, пенсии – до 1250 грн. Размер средних начислений за ЖКХ-­услуги сейчас составляет около 850 грн., а в отопительный сезон перевалит за тысячу. Люди, живущие на минимальные зарплаты и пенсии, имеющие крайне низкую платёжеспособность, оформят субсидии – за них заплатит государство. А точнее, те его жители, которые на субсидии не претендуют. Их платежеспособность выше, они могли бы подогревать спрос, но будут тратиться на налоги и коммуналку.

Предлагает ли государство гражданам что-то взамен? Улучшение жилищно-коммунальных условий? Реальные программы повышения энергоэффективности? Отмену ненужной разрешительной документации? Рассрочки на покупку счётчиков и энергосберегающих котлов? Даже купив двухтарифный счётчик (считающий электроэнергию в ночное время по льготному тарифу), его нельзя поставить, не пройдя семь кругов бюрократического ада. Даже найдя 3–4 тыс. грн. на счётчик отопления, его нельзя установить в многоквартирном доме старой постройки (а таких большинство), если не получено согласие всех жильцов подъезда и только если создано ОСМД. Даже исправно платя за коммунальные услуги, узнать, что входит в установленный тариф, невозможно. Подобное принуждение граждан к оплате фактического отсутствия реформ энергетического сектора – это уже даже не цинизмом называется, а как-то иначе.

«Действующая система субсидий не создает стимулов для экономии. Получателям субсидий практически всё равно, какова цена – за них платит государство. Да, мы избавились от двойного ценообразования, забрали «субсидию» у состоятельных граждан, но принципиально систему мотивации экономить для получателей субсидий не изменили. Сейчас об этом уже говорят не только отечественные эксперты, но и эксперты МВФ. Эта мысль звучала и на встрече с чиновниками фонда в Вашингтоне, и в ходе их нынешнего визита. Эксперты настаивают на том, что просто перехода к единой цене недостаточно, важен дальнейший переход к более экономному использованию энергоносителей. До тех пор, пока люди не начнут получать живые деньги и возможность эти деньги потратить на другие нужды, у них нет стимула экономить. Необходима так называемая монетизация. Делается это просто. Создается специальный счёт, на который малообеспеченная семья получает средства от государства. Сокращая потребление, семья может эти деньги оставить себе, ведь помощь она получит как малообеспеченная, не будучи привязанной к тому, сколько процентов от дохода домохозяйства тратится на коммунальные услуги.

КСТАТИ…

Целью № 1 повестки дня развития на период после 2015 года, утвержденной на саммите ООН в сентябре 2015 года, остается преодоление бедности (одним из индикаторов достижения этой цели является повышение доходов части населения, чьё суточное потребление является ниже 5,05 долл. США по паритету покупательной способности).

По стандартам ООН, в случаях если расходы человека на проживание и продукты питания менее 5 долларов в день, а в месяц меньше 150 долларов, то он живёт за порогом бедности.

По данным Госстата (за декабрь 2015 года), 55% работающих украинцев получают заработную плану менее 150 долларов в месяц.

     По оценкам Организации Объединённых Наций, за чертой бедности находится 80% граждан Украины.