Страсти «ревизора» в борьбе с угольной пылью
17.03.2016 14:08

Герой Николаса Кейджа в фильме «Великолепная афёра» не разрешал ходить по ковру в обуви и драил квартиру до приступов помешательства, прося у психиатров таблетки, уменьшающие тягу к чистоте. Молодец, сам вовремя спохватился…

А вот «герой» нашего рассказа на территории угольной шахты подбегает с белым платочком к многотонным КрАЗам с породной массой и, как в телепередаче «Ревизор», проверяет, нет ли там где-нибудь в салоне или под капотом пыли. Но не спешите улыбаться, уважаемые читатели, ведь, кроме сильного пристрастия к чистоте, у него завелась ещё страсть быть эдаким верховным судьей: поучать, несправедливо критиковать подчинённых людей и унижать их. Всё это без какого­-либо учёта мыслей других, их чувств, эмоций и переживаний. Наверное, потому что нет личного удовлетворения в его жизни. И эта самая критика – куцая замена такому удовлетворению.

Уже неоднократно пытается вразумить этого, с позволения сказать, руководителя профсоюз. Череду невразумительных, с точки зрения здравого смысла, поступков эдакого перфекциониста (в психологии – человека, стремящегося к недостижимому совершенству) мы покажем читателям на примере одного из водительских экипажей. Четырём водителям старого автобуса выпал в жизни грустный жребий на какое-то время оказаться в подчинении начальника-­тирана. И началась жизнь, как в страшном кино.

Обидно, потому что сегодня старый «Автосан» продолжает выходить на линию только благодаря их заботе. Аналогов этой марки, скорее всего, в Украине уже не найдёшь – настолько он стар. 15 лет назад экипаж восстановил автобус из голого каркаса, который стоял покинутым в боксе. Теперь покупает запчасти за свои деньги, ведь материальные склады почти опустели.

Работники санатория, которых обслуживают водители, не устают благодарить своих перевозчиков за чистоту и тепло в салоне, белые подголовники и новые чехлы на сидениях, доброжелательное отношение к пассажирам. И правильно, таких тружеников, как говорится, надо на руках носить, ценить да уважать! И совсем не подозревают пассажиры, что эти сильные духом мужчины не хотят омрачать окружающих тем, что творится у них на душе. Но наша задача как раз об этом и рассказать...

А пока ещё несколько слов о салоне автобуса. Возле водительского кресла, как практически в любой кабине любого авто, висят маленькие иконки.

«Это вам не церковь!» – таким было едкое замечание нашего главного «героя» при взгляде на обереги. Что здесь скажешь, не каждый решится произнести такие слова, разве только богохульник…

За свой профессионализм водительский экипаж неоднократно награждался грамотами и премиями от администрации автобазы во времена директорства прежних руководителей предприятия. К слову сказать, экипаж был в списках почётных и награждаемых также на заре руководства директора нынешнего.

Однако с началом действия новаторской программы ситуация начала резко меняться. Скорее всего, потому, что она обнажила какие-то внутренние болевые точки, и возникла цель добиться совершенства порядка и чистоты. Но поинтересуемся, что именно вкладывает руководитель в эти понятия?

– Он требует, чтобы в боксе не было гаек, болтов, ключей, масел, ветоши, – сказали водители. – Все те, кто находятся за рулем, знают, насколько подобное требование абсурдно и противоречит здравому смыслу. Как без этих вещей обслуживать транспортное средство?

Тем не менее, в автобазе нашлись последователи из числа новаторов, которые обвинили водителей «Автосана» в «разведении бардака», и приказали убрать весь этот «мусор».

«А не уберете – загрузим всё в ЗИЛ и вывезем вон».

Увидев куски поролона в боксе, водителей обвинили в том, что их принесли сюда для того, чтобы спать на работе.

«Мы не могли доказать, что поролон был нужен для ремонта пассажирских сидений, – сказали собеседники, – ведь они уже просто рассыпаются от изношенности. Хотели сделать лучше для людей, а вновь получили незаслуженные оскорбления».

Навязчивое подозрение о том, что трудящийся в круглосуточном режиме водитель может на минутку прилечь отдохнуть, буквально взрывает внутренности надзирателей. Результатом строгого директорского взгляда на маленький столик и табуретку в боксе, где водители садятся и смазывают запчасти техническим маслом, чистят их, был гневный взрыв: «Вы что, на этом столе спите?»

В очередной раз эмоциональный скандал новаторы, подстрекаемые своим наставником, закатили против шофёров, всего лишь увидев на трубе центрального отопления в боксе висящую спецовку. Хотя, что может быть естественнее, чем повесить влажную одежду на теплоцентраль, чтобы та быстрее высохла?

Раздражителем в борьбе с «бардаком» стали и стоящие в боксе мешки с ветошью и аккуратно сложенные на стуле чистые полотенца. Новаторы уверены, что наличие ветоши, которой моют машины, и полотенец, которыми водители вытирают руки, – это также нарушение трудовой дисциплины, выражающееся в беспорядке на рабочем месте. Свой бойкот «нарушителям чистоты» они выражают в виде оскорблений нецензурной бранью.

А когда шофёры попытались поговорить с руководством о том, чтобы поставить в боксе электрочайник, то услышали что­то похожее на «мама, не горюй!». Им было отказано пить чай во время нахождения в боксе под предлогом разведения антисанитарии и микробов. Мол, чего возникаете, какой ещё чайник в боксе? На территории есть буфет и столовая – идите и там ешьте. И невдомек «душеприказчикам», что месячной водительской зарплаты в размере трёх-четырёх тысяч гривен с трудом хватает, чтобы питаться только тормозками, принесенными из дома. На столовую и буфет денег у них нет, не заработали.

Ну, а на счёт микробов в боксе, то здесь уже впору вспомнить аналогию из другого фильма, а именно – «Полёт над гнездом кукушки», или рассказ Антона Чехова «Палата № 6». Их персонажи, наверное, могли бы согласиться с тем, что порядок и чистота в гараже – это несколько свежевыкрашенных ключей (которые желательно не трогать руками), развешенных в геометрической прогрессии.

Понятно, что обычным людям с таким утверждением согласиться трудно. Вот и наши водители не соглашаются, поэтому один из них по имени Михаил услышал в ответ:

– Ты у меня будешь автобус на коленях на улице ремонтировать и тупо гнить!

Другого члена экипажа руководитель в целях воспитания заставил в 16­градусный мороз мыть корпус автобуса от пыли. «Щётка даже с горячей водой сразу же замерзала и начинала не мыть, а царапать, – грустно улыбнулся водитель по имени Сергей. – Но что-то сказать в ответ просто невозможно. Тебя сразу же захлестывают оскорбления, что ты – бездельник и негодяй». И такие оскорбления бросают в лицо всем, в том числе ещё одному водителю нашего автобусного экипажа по имени Алексей, который награждён за свой труд тремя степенями знака «Шахтёрская Слава».

А что же другие водители предприятия? Думаете, им как-то полегче? Ошибаетесь, уважаемые читатели. Вот вам ещё несколько примеров.

В жалобе на имя Профсоюза угольщиков водитель служебного «Шевроле», рассказал о том, что получил в ответ на своё законное требование использовать отгулы за ранее отработанные праздничные дни. Он сразу же попал в немилость к директору, который заставил водителя подписать договор о переводе на более низкий персональный оклад. «Если не подпишешь – пересажу тебя на старый УАЗ!» – заявил барин. Такой вот новаторский подход, как говорится, «без шума и пыли».

Далее этот хозяин местного разлива позволил себе выпустить приказ о сокращении единиц транспорта и численности трудящихся, без согласования с профсоюзом. Начал устанавливать оклады водителям без учёта их стажа и профессионализма, а также классности автомобилей. Из 33 водителей легкового автотранспорта 13­ти шоферам он, безо всяких на то оснований, снизил среднемесячный уровень заработной платы. При установлении окладов сделал разрыв между окладами в разы, ясное дело, практиковал методы кумовства, благоговел перед подхалимажем.

Плюс попытался напакостить не только своим подчиненным, но и представителям других трудовых коллективов. Как именно? Да очень просто: изменил графики движения служебного транспорта на шахты. Без согласования с руководителями и профсоюзами. И дошёл до того, что не побоялся поставить под угрозу шахтёрские жизни, решив (впервые за всю историю существования угледобывающего предприятия!) сократить машины по оказанию скорой медицинской помощи для травмированных шахтёров и заболевших работников, которым необходима срочная госпитализация. Он попытался сделать так, чтобы машина скорой помощи отныне обслуживала не одну, а сразу три шахты, не заботясь о том, успеет ли она вовремя довезти по нашим убитым дорогам пациента в лечебное учреждение? Главное, чтобы появилась новая возможность сокращения штата, а значит – получения бонуса.

Но тут на пути встал профсоюз и помешал свершиться желаемому.

«У нас от постоянного унижения верхнее кровяное давление поднимается до 180 мм ртутного столбика. Наш коллега уже попал в больницу с гипертоническим кризом. На работу каждое утро идём в подавленном настроении, а ведь нам приходится возить людей, отвечать за их жизни на проезжей части, где постоянно повышенная опасность. У каждого за спиной – более пятидесяти человеческих жизней, – сказали водители журналисту. – Во времена перестройки, когда было очень тяжело, зарплату не давали по полгода, и то мы шли на работу, в свой коллектив с хорошим настроением. А сегодня думаем о том, как бы поскорей отработать смену да домой вернуться, почитая за счастье, если тебя не успели унизить. Работать с полной отдачей не хочется, все считаем дни, когда уйдём на пенсию».

Заканчивая статью, предлагаем читателям ещё один пример издевательства, в котором «хозяин», похоже, уже перешёл точку невозврата. Ведь там, где есть жертва, – есть и тиран, – говорят психологи.

Так вот: один из мобилизованных водителей предприятия, отслужив положенный ему срок в зоне боевых действий на юго­-востоке страны, вернулся обратно и снова сел за руль автобуса. Через некоторое время с ним произошла одна неприятность, но, слава Богу, все в общей сложности закончилось благополучно. Случилось так, что пустой автобус сорвался с ручного тормоза, и в результате повредилось лобовое стекло. Главное, все целы и здоровы, как говорится, никому не стоит зарекаться от подобной неприятности. Водитель за свои деньги купил новое дорогостоящее стекло и установил его. Казалось бы, пусть человек себе работает спокойно дальше и не вспоминает о произошедшем. Но не тут-то было. Этот случай показался довольно страшным прегрешением для руководителя. Он вызвал парня к себе «на ковер» в служебный кабинет. Никому неизвестно, как именно водителя там «воспитывали». Но после того, как «особо провинившийся» оказался снова на улице, он взял кувалду и разбил это новое лобовое стекло. Это что же надо было сделать, чтобы довести, по сути, невиновного человека, до такого состояния?!

Теперь этот работник, говорят его коллеги, уже по собственному желанию собирается вернуться в зону АТО. Сейчас ждет призыва. И, честно сказать, нельзя позавидовать тому, кто вызвал большой гнев у солдата, который уже держал в руках оружие и снова хочет воевать.

Данное событие, которое долго и эмоционально обсуждали во всех колоннах, помогло взрастить боевой командный дух в коллективе. Трудящиеся более не желают выполнять указания, граничащие с идеями­-фикс. Люди восстали против двойного унижения в виде  мизерной зарплаты и морального унижения.

А руководителю можно посоветовать утолить свою страсть к чистоте, например, где-нибудь в бактериологической лаборатории. Там под микроскопом можно найти много микробов и начать с ними ожесточенную борьбу.

Василий ХМУРЫЙ