ЗАЯВЛЕНИЕ III Съезда шахтеров Украины об обеспечении прав шахтеров на безопасный труд
23.04.2015 15:30

     Делегаты III Съезда шахтеров Украины отмечают, что, несмотря на существующую прочную законодательную базу в сфере охраны труда, конкретных мер по реализации законодательных основ и принципов государственной политики в сфере охраны труда и безопасной работы шахтеров осуществляется недостаточно. Об этом свидетельствует то, что угольная отрасль остается среди лидеров по уровню общего и смертельного травматизма на производстве, а также профессиональных заболеваний среди отраслей экономики. 

     Главными факторами такого состояния рядом со сложными горными условиями и износом машин и оборудования является нарушение установленных в Отраслевом соглашении нормативов отчислений средств на мероприятия по охране труда, в частности на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также отсутствие бюджетного финансирования охраны труда для государственных угольных предприятий. 

     Вследствие этого наполняются необходимыми ресурсами системы управления охраной труда предприятий отрасли. На многих угольных предприятиях, вопреки требованиям положений Отраслевого соглашения, средства по охране труда преимущественно расходуются не по назначению, а на оплату наладочных работ и различных услуг, на приобретение средств, оборудования, материалов и т.д. Все мероприятия в сфере охраны труда сосредоточены не в улучшении условий труда, а только на преодолении последствий несчастных случаев и аварий. 

     В большинстве случаев (до 70% от общего уровня производственного травматизма) в материалах расследования несчастных случаев на предприятиях, главными причинами, которые потом, в официальной статистике, приобретают признаки «организационные», является нарушение со стороны пострадавшего нормативно-правовых актов по охране труда. Это не отражает фактического состояния производственной среды в угольной отрасли, не акцентирует внимания на реальных факторах опасности и не обеспечивает должного влияния на эффективность организации безопасного труда на предприятиях. 

     Кроме того, по поводу скрытых несчастных случаев увеличилось количество жалоб работников, социальная защита которых в этих случаях значительно ухудшается. На фоне отсутствия средств для финансирования текущей деятельности угольных предприятий уменьшаются объемы проведения технических осмотров, испытаний, и экспертных обследований (технических диагностирований) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, в дальнейшем отрицательно влияет на уровень их безопасной работы и ведет к увеличению травматизма и аварийности. 

     Также на предприятиях при отсутствии собственных средств не проводится своевременно аттестация рабочих мест, что в дальнейшем влияет на размер пенсии и своевременность ее назначения работникам. Не способствует повышению уровня безопасности труда в угольной отрасли и законодательно установленный в августе прошлого года мораторий на проведение органами Госгорпромнадзора проверок субъектов объектов хозяйствования высокой степени риска и объектов повышенной опасности по соблюдению требований законодательства об охране труда. 

     Такое ограничение на проведение проверок угледобывающих предприятий Госгорпромнадзора и Гоструда нарушает основные принципы международных норм труда: Конвенции Международной Организации Труда № 81, 129 и 176. Одним из факторов резкого роста социальной напряженности на угольных предприятиях является снижение уровня страховых выплат для пострадавших на производстве и для семей погибших, которые введены в ходе реформирования законодательства о государственном социальном страховании. Это антиконституционные и ложные действия, которыми, кроме того, нарушены основные принципы социальной защиты граждан.

     Съезд шахтеров Украины требует от государственных органов власти: 

  • достаточного бюджетного финансирования мероприятий по безопасности труда на государственных угольных предприятиях, прежде всего по обеспечению шахтеров средствами индивидуальной защиты; 
  • восстановить для пострадавших от несчастных случаев на производстве и для семей погибших ранее установленный уровень социальных (страховых) выплат, предусмотренных соответствующими нормами Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»; 
  • исключить из Перечня государственных инспекций и контролирующих органов, которым предоставляется разрешение Кабинета Министров Украины на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц-предпринимателей, предусмотренный постановлением КМУ от 13 августа 2014 № 408, позиции: «Госгорпромнадзор» и «Гоструда»; 
  • разработки и внедрения концепции государственной целевой программы восстановления медицины труда и осуществление профилактических мероприятий по предотвращению профзаболеваний работников, занятых на работах с вредными условиями труда; внедрение действенных механизмов экономического стимулирования работодателей к созданию безопасных и здоровых условий труда. 

     Съезд требует от владельцев и работодателей предприятий отрасли: 

  • выполнения Отраслевого соглашения и коллективных договоров предприятий по объему средств, направляемых на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (не менее 3% от фактического фонда оплаты труда за предыдущий год, в том числе объем финансовых средств на приобретение СИЗ должен составлять не менее 1%); 
  • введения в действие разработанных отраслевых нормативно-правовых актов, стандартов и других документов по охране труда, дополнений и изменений к ним по согласованию с отраслевыми профсоюзами; 
  • создания (восстановление) цеховых медицинских служб на угольных предприятиях всех форм собственности; 
  • разработки комплекса мероприятий по уменьшению количества смертельных случаев на производстве от острой сердечно-сосудистой недостаточности, взяв за основу повышения качества проведения медосмотров; 
  • предусмотреть возможность выплаты единовременных сумм в части разницы между соответствующими нормами законов Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании» к возвращению ранее действовавшего уровня социальных (страховых) выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и семьям погибших на законодательном уровне.