Конкурс «Западный Донбасс: вчера, сегодня, завтра». Испытатели
02.07.2017 21:17

Воспоминания 1982 года

Я работал в аппарате объединения, когда ко мне зашел Валерий Степаненко – секретарь парткома недавно сданной в эксплуатацию шахты имени Ленинского комсомола Украины и предложил:

– Слушай, Георгий Петрович! Ты, считай, с первого колышка ведешь нашу шахту, оказываешь постоянную помощь в решении возникших вопросов, частый гость в подготовительных и очистных забоях. Мы по праву считаем тебя членом своего коллектива. Переходи к нам. Да и директор просил меня переговорить с тобой. Ведь у тебя за плечами уже солидный стаж работы в шахте – работал в Центральном Донбассе, и здесь, участвовал в строительстве шахт, да и на первенце «Терновской» прошел хорошую школу при внедрении первых комплексов. Давай к нам, есть одна задумка внедрить технику будущего, ты всегда испытывал интерес к новинкам, да и в журналистских поисках неизменно. Завтра с утра ждем тебя у Рашата Фатыховича.

Времени на сомнения и размышления не оставалось, тем более, что в семье к тому времени «поспевал» второй студент – сын Игорь.

На следующий день разговор был довольно короткий и обстоятельный. На шахте готовят новую, 913 лаву, для испытания принципиально новой угледобывающей техники, исключающей присутствие людей в лаве. И не менее важный второй вопрос: отпадала необходимость в устройстве ниш в лавах – своеобразного «гордиевого узла» при механизированной добыче угля. Ниша – основной узел сопряжения лавы со штреками – источник всех бед, неурядиц и травм шахтеров, где все операции ведутся еще старым, дедовским методом, с помощью буровзрывных работ, ручной навалкой угля до 10 тонн и креплением деревянными стойками и брусьями.

Ранее, пару лет тому, когда предлагаемый сейчас для шахты струговый аппарат проходил первые пробные испытания на шахте «Першотравнева», главный конструктор агрегата Иван Родионович Винник комментировал, что агрегат предназначен для безлюдной механизированной выемки и транспортировки угля на пологопадающих пластах малой мощности от 0,5 метра. Это было характерно для шахтного поля «Першотравневой». Мне пришлось побывать на экспериментальном участке и лично увидеть и поучаствовать в работе чудо-техники.

– На первых порах агрегат будет эксплуатироваться в комплексе с индивидуальной призабойной крепью и гидравлической посадочной крепью «Спутник». Однако сейчас решается главная задача – убедительным тоном объяснил главный конструктор, – на практике доказать работоспособность конвейероструца, а потом уже утверждать технические задания и изготовлять опытный образец. Так что работа предстоит еще немалая и конструкторам, и шахтерам.

Результаты нашей поездки на «Першотравневу» подытожил начальник техотдела объединения Михаил Никитович Мусиенко:

– Новая современная техника создает шахтеру более комфортные условия труда. Можно без преувеличения сказать, что новая техника совершает революционный переворот в горняцком мировоззрении. Взять этот же фронтальный агрегат. Это техника завтрашнего дня, техника необыкновенная. Я был за границей, видел в работе струг, однако АФС – на голову выше. Уже экспериментальный образец его пришелся нашим ребятам по душе. Почему? Во-первых, он значительно облегчает и делает безопасным их труд, во-вторых, работа приобретает характер творческий, и, в-третьих, есть желание до тонкостей изучить новый агрегат, чтобы можно было добиться максимальной нагрузки, но при этом строго придерживаться «золотого» правила – к технике относиться, словно к маленькому ребенку, бережно, с любовью. Многолетняя практика подтверждает, что при испытаниях новой техники на участке царят удивительная согласованность, высокая дисциплина труда, соблюдаются все технологические требования.

Мне не раз приходилось бывать во всех подготовительных и очистных забоях, где испытывалась и внедрялась новая техника – у А.К.Гонтового, В.Ф.Богуша, Н.М.Романова, И.Г. Дурадажи, А.И.Макогона, И.М.Глуходеда, А.И. Краевого, A.A.Кораблева, А.П.Золотарева, а также у многих других пионеров освоения технических новинок. Я всегда уходил с высоким чувством гордости за них, таких обычных ребят, которые совершали настоящий подвиг, искренне завидовал их роли и никогда не терял надежду испытать себя в подобных делах...

И вот мой час пробил... Мы с секретарем парткома Валерием Степаненко, главным инженером шахты Борисом Григорьевичем Даниловым,  начальником участка Николаем Васильевичем Фроловым и директором шахты Рашадом Фатыховичем Булатовым сидим в кабинете директора и вместе пытаемся решать возникшие вопросы.

К ответственным испытаниям чудо-техники руководство и коллектив шахты готовились заранее. Бортовой штрек протяженностью более полутора километров скоростным методом прошел коллектив молодежной бригады Анатолия Путри. Сборный  штрек, словно магистраль метрополитена отличным качеством своевременно проложили шахтостроители бригады лауреата Государственной премии Василия Бубнова. Необходимо готовить разрезную печь для монтажа струга. Но... Подкачали снабженцы – не обеспечили новый участок ленточным конвейером протяженностью более одного километра. Ситуация создалась критическая.

По окончанию прохождения очередной выработки шахтостроители, по обыкновению, полностью демонстрируют свое оборудование и зачищают выработку до каждой щепочки. Но здесь сложились совершенно другие условия. Если «бубновцы» демонтируют свое оборудование и по наклонной «перегонят» свой комбайн на магистральной, уйдет драгоценное время. Да и дата поставки нового конвейера остается открытой.

Решили с компромиссным вопросом обратиться к шахтостроителям: «выгнать» со штрека громадину – проходческий комбайн ЧПП-2, а конвейерную всю цепочку оставить задействованную. Это в некоторой степени ущемляло «бубновцев», однако сказать к чести их бригадира и коллектива бригады в целом, они пошли навстречу просьбе угледобытчиков, и в рекордный срок менее недели – освободили сборный штрек от комбайна и оставили на ходу всю конвейерную цепочку. Благодаря шахтерской солидарности драгоценное время не было упущено...

Согласно графику пройдена разрезная печь, смонтирован и сияет свежими красками весь технологический комплекс, опробованы для себя под нагрузкой все механизмы и оборудование.

Государственная комплексная комиссия оценила по достоинству напряженный и ответственный труд вновь сформированного коллектива – угледобывающий комплекс совместно с прилегающими выработками принят в эксплуатацию с оценкой «отлично».

Выступая по этому случаю на собрании коллектива участка №8, директор шахты Булатов адресовал ему теплые слова благодарности:

– Руководство шахты доверило молодому коллективу эту почетную миссию и не ошиблось – ребята на участке подобрались дисциплинированные, грамотные и, что самое главное – с огромной ответственностью и любовью делают свое дело. Нет сомнений в том, что технику мы вручили в надежные руки.

Последние наставления, последние напутствия... И вновь, в который раз (!) вместе с главным конструктором АФС Иваном Родионовичем Винником опускаемся вместе с первой сменой на горизонт 480 метров. Затем карета по восточному магистральному откаточному штреку доставляет нас к 913 сборному штреку. По свеженастланным пахнущим еще ароматом леса трапам штрека под уклоном опускаемся вниз, почти на отметку 580 метров к устью лавы. У всех приподнятое настроение.

Приближается самый ответственный момент. Сосредоточенные лица, точные, выверенные движения перед испытанием агрегата под нагрузкой.

Проверена надежность крепления приводных устройств, «прокручена» на холостом ходу вся конвейерная цепочка.

Иван Родионович у пульта управления на сборном штреке по селекторной шахтной связи подает команду звеньевому Анатолию Баталову занять место у пульта управления 130 метров от сборного штрека. Здесь же, на сборном, у рукоятки дублирующего пульта становится бригадир Александр Черепанов – кавалер орденов Трудовой Славы и Трудового Красного Знамени.

... Наступила самая ответственная минута. Одна за другой, словно перед атакой раздаются команды: «Включить сборный!» Дежурный электрослесарь Аркадий Генкин четко и быстро исполняет команду. Временно установившуюся тишину на сборном разрывает протяжный звук сирены и к нему подключаются шуршащие звуки скребкового конвейера под лавой и далее – ленточного.

«Включить гидросистему» – словно ожили и напряглись под большим давлением в металлической оплетке шланги, тесня к забою элементы агрегата. «Запуск!» – раздается заключительная команда. В доли секунды в работу включается весь стотридцатиметровый комплекс АФС. Там на бортовом штреке, Анатолий Баталов повернул рукоятку управления и по всей этой безлюдной длине лавы, где не присутствовало ни единой живой души, мощные гидравлические домкраты, принявшие на себя давление на соединительных гибких шлангов начали с усердием теснить секции агрегата у забою заставляя, таким образом, острым зубкам закрепленным под различными углами в каретках с силой выгрызать в сверкающем черном у массиве пласта крохи за крохами кусочки солнечного камня, миллионы лет хранящего свое тепло и свет в мрачном подземелье. Начавший свое существование со стороны бортового штрека, черный ручеек угля на глазах уже при выходе их лавы превратился в полноводный поток топлива. Вместе с сиянием лучей шахтерок засияли глаза у шахтеров и мощное «Ура» заглушило шелест скребкового конвейера, несущего на своей «постели» источник тепла и жизни.

У отдельных на глазах появились бусинки слез радости – их напряженный труд вознагражден – агрегат и весь угледобывающий комплекс участка смонтирован, успешно задействован и начал давать добычу.

Испытания агрегата проводились в довольно непростых условиях неустойчивых боковых пород и высокой газообильности на глубине более полукилометра. На пути освоения новинки стояло немало препятствий, как горногеологического характера, так и чисто технических. Давали о себе знать и некоторые технические недоделки. Но именно в этой напряженной сложной обстановке проявил себя вновь сформированный молодежный коллектив. Рационализаторы участка во главе с механиком Ярославом Волошиным и бригадиром Александром Черепановым внесли и внедрили множество рационализаторских предложений, направленных на усиление и конструкций и работоспособности агрегата. На деле доказали свою рабочую смекалку и творческий подход к порученному делу испытателей новой техники.

Немаловажно и другое: вместе с технической новинкой испытывался на прочность и молодой, вновь созданный коллектив восьмого угледобывающего участка. Пример самоотверженного труда показывали горные мастера В.В. Иванов, Ф. Хатруждинов, бригадир А.Д. Черепанов, звеньевые A.B. Баталов, В.И. Заболотный H.H. Нагорняк, электрослесари A.B. Злобин, Г.П. Рубцов, А.И. Агарков, горнорабочие Е.Д.Крылов, B.T. Лубенко, И.И. Ледней, В.Л. Суслов и другие.

Побывавший на испытаниях заместитель Министра угольной промышленности республики, бывший первым управляющим трестом «Павлоградуголь» Петр Ильич Маросин выразил свою уверенность о силе коллектива:

– Нет ни малейшего сомнения в том, что технику доверили этому замечательному коллективу, который успешно проведет ее испытание и выдаст ей путевку в жизнь.

Георгий БАРОНЕНКО