Бумеранг иногда возвращает человека к завершению начатого дела. Так случилось и со мной… В апреле 1986 года я пришел работать заместителем председателя горисполкома – куратором строительного и коммунального комплексов г. Павлограда и городов-спутников – Терновки и Першотравенска. Наряду с другими заданиями, мне была поставлена особая задача – проработать возможность заказа и изготовления проектной документации под строительство объездной дороги для разгрузки улицы Днепровской от автотранспортных средств.
У горисполкома не было больших лимитов для выдачи заказа проектному институту под изготовление проектной документации, но, зная заинтересованность руководства ГП «Павлоградуголь» не только в строительстве объездной дороги, но и в строительстве троллейбусного сообщения между Павлоградом и Першотравенском, – было подготовлено обращение в Минуглепром СССР с просьбой «выделить лимитные деньги на «Днепропетровскдорпроект» под выполнение проектных работ». Первый заместитель Министра В.А. Коркин, рассмотрев наше обращение, дал согласие «о переброске лимитных денег на горисполком, в размере 50 тыс. рублей». Несмотря на чернобыльскую трагедию, завершение строительства роддома, котельной в Советском микрорайоне и обязательное выполнение объемов по строительству объектов соцкультбыта и жилого фонда в трех городах, нам в течение 1986 года с институтом «Днепропетровскдорпроект» удалось выбрать наиболее приемлемый из 3-х вариантов – строительство объездной дороги – от завода «Павлоградконоплепром» по новому мосту через р. Волчья, виадуку через дачный поселок до Нефтебазы, минуя «Павлоградхиммаш», до восточной промзоны с выездом на Донецкую трассу. Институт выполнил проектирование объездной дороги на стадии «Проект». Параллельно, учитывая загруженность и плохое техническое состояние старого технологического моста, была выполнена рабочая документация на строительство нового путепровода с транспортной развязкой, также были выполнены изыскательские работы под строительство троллейбусной линии до Першотравенска. В феврале 1987 года рабочая документация под строительство путепровода была передана в производственный отдел треста «Павлоградпромжилстрой». Поскольку денег под строительство путепровода не было, естественно, трест не принял документацию в производство, как генподрядчик. После моего перехода на работу в «Дирекцию строящихся шахт» на должность зам. главного инженера, я о судьбе переданных документов на протяжении 3-х лет ничего не знал. После выборов, когда в апреле 1991 года занял пост мэра г. Павлограда, передо мной еще более ответственным делом стало строительство путепровода. За прошедшие годы состояние технологического путепровода стало еще хуже – было много аварий, были трудности разъезда крупногабаритных автотранспортных средств, были случаи падения машин через ограждения. В это время начал распадаться СССР, рвались межотраслевые связи и, естественно, у исполкома огромных денежных средств не было. В июне 1992 года, будучи в облисполкоме, мне позвонили и сообщили об очередной трагедии – через ограждение упал автобус «ПАЗ», имелись травмированные пассажиры, и это была последняя капля. Я зашел к председателю облисполкома П.И. Лазаренко, доложил о случившемся (мы и ранее неоднократно оговаривали ситуацию с технологическим путепроводом), и в этот раз удалось найти компромиссное решение: горисполком вместе с предприятиями Западного Донбасса собирает 50% от необходимой суммы, а 50% обеспечит финансирование «Облдор». Был составлен протокол в 2-х экземплярах, и И.Г. Кириленко (будучи секретарем облисполкома) заверил его печатью. Ответственным куратором строительства путепровода был закреплен первый заместитель Э.В. Дубинин (у него был огромный опыт работы с железной дорогой), а П.И. Лазаренко заверил, что выделит подрядчика для завершения строительства больницы ПМЗ. Позже П.И. Лазаренко взял под свой контроль эти две стройки в составе 11 строек по области. Приехав в Павлоград, на 17:00 был собран «суженный» исполком, на котором я доложил о протокольном решении, и то, что нам отступать некуда. В последующие дни проводили выездные кустовые совещания с руководителями предприятий Павлограда, Терновки и Першотравенска – от руководителей предприятий было не только согласие в долевом участии, но и большая поддержка в принятом решении. Прежде чем вести переговоры с генподрядчиком, нужно было откорректировать имеющуюся рабочую документацию (устарела), и тут сработала поддержка Э.В. Дубинина – он нашел своего однокашника (по КПИ), управляющего Киевским трестом «Мостострой» Н.П. Шубу, который в ходе переговоров согласился своими силами откорректировать «рабочий проект» и приступить к строительству путепровода уже с 1 августа 1992 года. Конечно, много было подводных камней в ходе строительства, но исполком и предприятия все преодолели, и в сентябре 1994 года путепровод был сдан в эксплуатацию. Что касается завершения строительства новой больницы ПМЗ, то могу только сказать – на момент моего ухода из горисполкома (перевыборы) работы по строймонтажу были выполнены на 95%, и ОКС завода ПМЗ передавал под монтаж оборудование, но остались невыполненными работы внешних канализационных сетей. Почему не была больница сдана в эксплуатацию, до сих пор не пойму и сейчас с болью смотрю на руины этого здания. Длительное время не использовавшееся по прямому назначению здание бывшей средней школы №1 (в котором размещались ДОСААФ, вечерняя школа и др. организации), было передано в 1986 г. Дому пионеров. Но это здание никак не подходило к организации работы кружков и т.д. К тому же при проведении ремонтно-строительных работ случился пожар, который нанес большой ущерб зданию и кровле. Работая заместителем председателя горисполкома, в 1986 году я в плотную занялся обустройством здания, и благодаря настойчивости руководства Дома пионеров была заказана и выполнена рабочая документация на проведение капремонта здания с реконструкцией отдельных помещений, но из-за отсутствия денежных средств обходились только косметическим ремонтом до 1991 года. После выборов, придя работать в апреле 1991 года на должность мэра города, мне удалось договориться с генеральным директором ГП «Павлоградуголь» Е.М. Пономаревым и руководителями других предприятий о долевом участии в проведении капремонта с реконструкцией Дома пионеров. Вот так, благодаря этим бескорыстным действиям руководителей, родилось довольно красивое и удобное здание для проведения оргработы с детьми и юношеством, получившее название – «Дворец творчества детей и юношества». Виктор РОМАНЮК, мэр г. Павлограда (1991-1994 гг.) |